Авторизация

Вы можете авторизоваться с помощью:




Или как пользователь сайта AdMe.ua:



E-mail:       Пароль: Я не помню пароль!      


Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь.



Дизайнеры-каллиграфы сестры Лопухины

16 августа 2012

Виталина и Виктория Лопухины родились в г. Свердловск (Луганская область). Рисуют с трех лет. Мама дома хранит более 30 тетрадей по 96 листов. Там все заметно — изменение почерка, настроений.


Каллиграфии учатся четыре года. На данный момент гордятся своей дипломной работой - рисовали все от руки.






















































— Почему «Сестры Лопухины», а не Виктория та Виталина Лопухины? (это принцип работы вдвоем)
Нет, это не принцип. «Сестры Лопухины» более компактное словосочетание. И звучит лучше, как нам кажется, и запоминается легче. Вроде как бренд (например, Братья Гадюкины). Это повелось с тех пор, когда мы начали вести ЖЖ и дело дошло до оформления. Не думая долго, назвали свой журнал «Сестры Лопухины» - лаконично и логично, и главное сразу понятно все. Но все равно, как нас ни назови, суть-то не меняется!

— Чем Вы занимаетесь по жизни? Какие Ваши сферы творчества?
Мы идентифицируем себя более как дизайнеры. Мы больше любим создавать и придумывать, чем просто выполнять чужие заказы. А наш дизайн состоит из каллиграфии, иллюстрации, книжного и журнального макетирования, иногда их наполнения. Иллюстрация, каллиграфия и верстка - это графический дизайн. Просто каллиграфия у нас выделяется более на фоне других проектов, поскольку не так много у нас конкурентов в этой области. И потому мы выделились как каллиграфы.

— Когда решили стать каллиграфами?
Как только научились держать карандаши в руках - начали рисовать, как бы банально не звучало. Рисовали сосредоточенно, придумывали разные серии рисунков. Как сейчас помню, в 5 лет была первая серия рисунков «Девочка с большими глазами». Затем в течение 10 лет рисовали маленькие книжечки-комиксы, серия эта сохранилась и поныне. И поскольку мы не ходили в садик и были постоянно вдвоем, то в компании детей-сверстников не нуждались. Вообще, внимание буквам уделяли всегда. В школе писали-рисовали различные стенгазеты, а наши конспекты, как хороший пример, учителя оставляли себе для будущих поколений.

Когда мы приехали поступать в институт, на графический дизайн, первое что мы увидели в расписании, это была дисциплина «Шрифт» - решили идти, не раздумывая. Но преподавание этой дисциплины оставляет желать лучшего (давно пора изменить методику, поскольку программа не отвечает нынешним требованиям современного дизайнера). Где-то года три назад, когда к нам пришел преподавать Василий Чебаник (заслуженный художник Украины, каллиграф и живая легенда), начался активный интерес к каллиграфии. Мы, конечно, зажглись всем этим, начали много читать соответствующей литературы, побольше писать - набивать руку.

Но назвать себя «каллиграфами» и ответить на вопрос «Как решили стать каллиграфами» мы не можем. Это все из-за того, что мы графические дизайнеры, а не «чистые» каллиграфы, и нас больше интересует векторная обработка того же каллиграфического слова. Даже если мы бы занимались только каллиграфией, то считать себя профессионалами мы не можем, поскольку практики все же мало. По сравнению с выдающимися мастерами, мы еще «начинающие».












— Развивается ли в Украине каллиграфия? Есть ли у бизнеса потребность в этом искусстве?
Не знаю, насколько «бизнесу» это нужно, но каллиграфическая ячейка практически пустует. Эта область в дизайне и искусстве не заполнена, особенно в Украине. Нет школ по преподаванию шрифтов и каллиграфии, даже не во всех художественных университетах есть такая дисциплина, соответственно и на дизайнерском рынке конкуренции почти нет. Все-таки каллиграфия понемногу, но развивается. Конечно, это заметно только в художественных кругах, на широкую публику она не расходится. Мы замечаем как некоторые наши знакомые начинают выставлять каллиграфические работы, эскизы, и это очень радует, когда появляются единомышленники!

В наше время навыков только «красиво писать» будет мало, поскольку технологии развиваются очень быстро, то каллиграфические умения надо уметь применять в дизайне, кино, диджитал-продакшн и т.д.. То есть, идти в ногу со временем. А развивают «украинскую каллиграфию» именно любители, люди, которые «болеют» каллиграфией - шрифтовой болезнью. Их единицы, но они задают ритм - даже тот факт, что за последние годы открылось как минимум четыре типографские-каллиграфических фестиваля в разных городах Украины, уже радует.

— Сколько потратили времени та то, чтобы «набить руку» в каллиграфическом искусстве?
Много времени! У нас примерно около года, но это у каждого по-разному. Можно просто постоянно тренироваться в блокнотах, но так, чтобы действительно тренировать всю пластику руки от плеча и до кисти.

— Творчество и сроки: как у Вас с тайм-менеджментом?
Всякое бывает. Хотя перечитали всю Яну Франк, которая об организации творческого процесса тщательно все рассказала, но бывают у нас и завалы в работе, и нервные срывы - чужого опыта не достаточно, надо приобретать свой. А свой опыт уже сейчас подсказывает, что надо держаться золотой середины - не наваливать на себя кучу параллельных проектов, в которые физически нельзя вложить столько сил и энергии, сколько необходимо. А поэтому можно наделать халтуры, или вообще, отправиться в психбольницу. Главное, чтобы работа приносила вам удовольствие от самого процесса.

Поэтому для нас 2-3 параллельных проекта - именно то, что нужно. Но у каждого своя мера. Нужно всегда помнить, что для того, чтобы «отдавать», нужно где-то «братья»: те же новые силы и впечатления, которые затем будут трансформироваться в творческий процесс. Запомнился случай, рассказывал нам наш преподаватель формообразования, бывший ректор КГИДПИиД им. Бойчука Николай Яковлев: на вопрос «Как дела» его друг всегда отвечал «Работаю ...», и однажды господин Николай добавил иронически к подобному ответу: «А думаешь ты когда, если постоянно работаешь?». Вывод: для дальнейшей эффективной работы и производительности нужен отдых. Да и всех денег не заработаешь, поэтому лучше просто делать проекты качественно.

— Компьютер VS карандаши? Что правильно и как выбор влияет на результат?
«Или-или» — это не правильно. Профессионал своего дела должен быть «гибким» и открытым к новому. Это важно в любой профессии. Работать виртуозно кистью или пером и не уметь (не хотеть!) попытаться написанное слово построить в векторе (как пример), уже не достаточно. Также наоборот: сегодня многие дизайнеры, которые круто работают в программах, но если доходит дело написать слово вручную и еще каллиграфически - нанимают каллиграфов. Может кому-то лучше и заказать, мы не против! Интересно, что даже такие уже легенды в каллиграфии, рукописном шрифте, как Василий Чебаник, начинает в свои 70 лет учиться векторизовать свои гарнитуры. Такая жажда нового действительно впечатляет. Всему в жизни можно научиться, было бы желание. Поэтому не стоит закрываться от новых знаний.












— Где Вы учились и какое влияние это оказало на Вас?
В детстве художественных школ мы не заканчивали, но с преподавателями занимались. Приехали «самоучками», но с большой практикой, открыты к новым знаниям, учиться в КГИДПИиД им. М. Бойчука. Почти сразу все профессиональные предметы сдавали на отлично, потому что приехали в Киев с целью активно учиться. Но этот «запал в глазах» к обучению появлялся у нас от общения с отдельными преподавателями. Александр Микула один из первых открыл в нас потенциал в каллиграфии, вывел нас за «пределы института» - участие в различных конкурсах и фестивалях по дизайну.

С Василием Яковлевичем Чебаныком мы дружим до сих пор. На 4-ом курсе, в процессе работы над дипломом, мы часто общались с Василием Яковлевичем, приходили в мастерскую к нему, смотрели как он работает, на его богатую библиотеку. Очень хороший, интеллигентный человек, который предан своему делу до конца. Многие другие преподаватели, каждый по-своему, позитивно способствовали нашему развитию. По-правде говоря, институт дал нам хороший толчок, но все дальнейшее развитие - это личные достижения (как у каждого человека). Но мы очень благодарны тому, что учились именно в «Бойчука».

— Чем для Вас является дизайн?
Дизайн – это все, что нас окружает и все, что было создано для удобства. «…дизайн – основа всей деятельности человека. Планирование и формирование любого действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна…» – это очень толковый ответ известного промышленного дизайнера Виктора Папанека и мы целиком согласны с такой формулировкой.

— А плохой дизайн существует?
Мне кажется, что сама формулировка вопроса содержит противоречие в себе: понятие «плохой» и «дизайн» не совместимы. Плохой дизайн - это по сути то, что нас окружает в метро. Зайдите в метро или прогуляйтесь по городу - куча мусора, бессознательно остается в наших головах, и от которого трудно абстрагироваться (разве что сидеть дома). Это необдуманный дизайн, когда «творец» равнодушно относится, например, к тому, как текст будет читаться, на каком расстоянии и т.д. Плохой дизайн - это когда делают, не думая о других.

Опять же, профессионалу надо четко для себя определять, что является «плохим» дизайном, а что «хорошим». Хотя эти понятия очень условные, и о них можно спорить бесконечно, но все же есть соответствующий опыт, литература и правила, которые помогают разобраться в хороших вещах. Ну, и конечно нужно как можно чаще смотреть на качественные и красивые вещи (фото, архитектура, живопись). Тогда постепенно формируется чувство вкуса, которое «не позволит» сделать плохой дизайн. Нужно учитывать все нюансы, и тогда продукт будет качественный.

— Возможно научить каллиграфии любого человека? Если шире: можно ли научиться «творческим способностям»?
Творческие способности - это прежде всего умение распоряжаться временем, умение правильно организовать свое время, грамотно расставить приоритеты. Но человек, который правильно строит свой график, учится «творческим умением». Творчество - это понятие, прежде всего, постоянной работы, поэтому человек не ленивый и достаточно ответственный, а значит и способный чему-то научиться. Скорее бы я сказала «Возможно ли, чтобы кто-либо научился каллиграфии?». Возможно, если этот «кто угодно» действительно захочет этого сам. Нет «не творческих» людей. Есть те, кто открыт для творчества, а есть те, кто заблокирован страхом, застенчивостью или неуверенностью. Но это можно избежать, слушая свой внутренний голос, голос сердца.






















— Где ищете вдохновение?
Занимаемся медитацией. В общем, понятие «вдохновения» - это очень образное понятие. Для того, чтобы была эта «свободная энергия», которая называется вдохновением, человеку только и нужно, что «идти за сердцем», правильно отдыхать, правильно пополнять свои материальные и духовные энергетические запасы. И вдохновение непременно придет. Можно вообще сделать так, чтобы вдохновение никогда не уходило, это труднее и это отдельная тема для разговора.

— Бывает ли у Вас творческий кризис: когда просто ничего нового не можете придумать?
Да, конечно! В таком случае нужно отвлечься: например, фильм посмотреть или музыку послушать. Но если говорить о заказе, то процедура следующая: сначала следует пересмотреть аналоги, которые были созданы до Вас и для подобных проектов. После этого следует день-два оставить на «переваривание» новых идей и информации. Оно все перерабатывается, перерабатывается, и вдруг «Бац» - идея! Ну это мы нарисовали идеальную картину. Но иногда трудно, когда времени немного, а сгенерировать что-то качественное нужно. Иногда на проекты отдаем по 18 часов в день: приходишь с работы и работаешь над другими проектами. Но обычно мы стараемся не работать больше 10 часов, ибо мозг начинает «отказывать». Еще нужно не забывать о свежем воздухе, сне и друзьях.

— Каким образом Вы улучшаете свои умения? (литература, примеры, конкурсы)
Улучшать умения эффективно, конечно, практическими заданиями. Постоянно рисуя, сочиняя. Ну из интенсивов, от людей, которые дают мастер-классы (с практическими заданиями) тоже много чего полезного можно вынести. Мало, обычно, просто рассматривать картинки на примерах, важно, чтобы задействованы были хотя бы два органы чувств: слух, зрение, а лучше три - еще и речь. Тогда больше вероятность, что знания / умения закрепятся в сознании. Главное - эффективная передача информации, а из уст в уста (от учителя) информация воспринимается лучше. Хорошо иметь в кармане блокнот, в котором можно экспериментировать в любом месте и в любое время.

— Что нужно посещать, чтобы стать дизайнером, а именно каллиграфом?
Если стать всесторонне развитой личностью, то автоматически будешь и оригинальным дизайнером и талантливым каллиграфом. Для того, чтобы стать развитой личностью, думаю, не надо говорить, куда ходить и что делать. Ну если конкретнее говорить, то в Киеве не плохо бы знать, когда проходят выставки и мастер-классы, фестивали и интенсивы. Но сейчас этого столько, что можно кучу времени потратить, если ходить на все мероприятия. Надо выбирать среди этого, конечно, что-то полезное именно для тебя. И постоянно, не отходя от компьютеров, смотреть новости в мире дизайна. Например, мы, в Google Reader читаем Fubiz или Abduzeedo, там уже куча полезной информации. На самом деле, хороших источников, где черпать знания сейчас достаточно.

— Что можете посоветовать из литературы или кино для молодых художников?
Из художественной литературы можно много кого порекомендовать. В целом, среди дизайнеров есть и литература, и фильмы, которые являются «обязательными для просмотра». Мы все, точнее, интеллектуальная молодежь, почти одинаково развиваемся, поэтому все характерные фильмы и вся литература нам всем хорошо известна. Посоветовали бы почитать Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» - очень полезные знания. А также книги, которые не являются специализированными, а более художественными произведениями, но их стоит почитать / перечитать для общего развития. Мы бы посоветовали почитать книги Друнвало Мельхеседека, Вадима Зеланда, Карлоса Кастанеду, из фантастики - Сергея Лукьяненко, Филипа Дика, Роберта Шекли, Рэя Брэдбери, Станислава Лема.

Многие наши писатели, которых мы не очень ценили в школьные времена, сейчас перечитываются, просто восхищаешься - как все правильно и актуально, тот же Захар Беркут Франка, или Лесная песня Ларисы Косач. Из фильмов можем посоветовать Ashes and Snow, Mind Game, Baraka, Waking Life. Это что касается художественных фильмов, для вдохновения. Есть еще много познавательного кино для дизайнеров, вроде «Выход через сувенирную лавку», или «Helvetica» с Эриком Шпикерманом, а еще куча биографического кино, которые так не перечислишь, надо списком предоставить.

— Кто для Вас гуру дизайна, в т.ч. каллиграфии?
Наш учитель каллиграфии - Василий Чебаник, для нас «гуру» в области каллиграфии в Украине. Мы часто приглядываемся к работам Алексея Ждали, Дмитрия Растворцева. Среди талантливых дизайнеров-каллиграфов, на кого можно равняться - это Luca Barcellona, но также есть много русских художников, которые заслуживают внимания, например Вера Евстафьева или Марина Марьина. Также сейчас довольно интересен стиль ребят из каллиграфии.

— Какие проекты и планы на будущее?
Планы - создать что-то свое, работать «на себя» и параллельно делиться с другими знаниями, которые у нас уже есть. Это, конечно, пока секрет, но мы очень хотим открыть школу каллиграфии. Сейчас технологии движутся с невероятной скоростью, и конечно, это отражается на работе, на сознании и художественном вкусе мастера. Сейчас больше привлекают не статические вещи, а динамика - анимационные ролики, или программы для iPad или iPhone, 3D-инсталляции, или визуальное сопровождение определенных музыкальных вечеринок. Хочется иметь свою студию, чтобы экспериментировать и расширять опыт. Но надо начинать с конкретных шагов, что мы по сути и делаем.

— Хотите преподавать и делиться знаниями?
Да, то есть самим учиться и учить. Создать круг единомышленников, где бы мы могли делиться своими идеями и видениями. И параллельно работать. Это и есть проект школы-студии.

— И напоследок хотели бы вернуться к Вашему «секрету» — школы каллиграфии. Имеете ли уже целостную концепцию?
Теоретически идея уже сформирована. Но все зависит от того, какая аудитория будет ее посещать. Если это будут дизайнеры, которые не умеют рисовать руками, хотя и прекрасные дизайнеры, то я думаю они бы с радостью посещали подобную школу. Также, вероятно, одними из посетителей будут дети. Но это не проблема, ведь можно создать несколько групп. Можно рассказывать об исторической каллиграфии, о пластике, разбирать весь процесс векторизации (как «творение» переводить в вектор). Мы сможем создать школу для всех, кого интересует искусство каллиграфии.


Интервью: Паша Горак, Наталия Смирнова
Медиа-проект OpenStudy


  • Следите за обновлениями AdMe.ua в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook
Дизайнеры-каллиграфы сестры Лопухины









Ранее по теме:
Темы:

сестры Лопухины

,

Виктория Лопухина

,

Виталина Лопухина

,

Каллиграфия

,

Шрифты

,

Художники и арт-проекты

,

Дизайн


Комментарии:
0
Hemlock Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 16.08.12 13:07
круто-круто, дайте контакты :)
 
Shurkenberg 16.08.12 13:35
Антон, ты ли это? http://www.behance.net/VikaVita_Lopukhiny
 
0
ustrizza Звезда за 500 комментариев! Звезда за 500 комментариев! 16.08.12 13:38
крутые
 
0
ZloyKoper Доска почёта за 2000 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 16.08.12 14:16
Очень крутые!)
Постоянно вспоминаю вашу чудную индийскую террасу!)

"Чудак с косичкой"
 
0
iRIO Звезда за 500 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 16.08.12 15:09
за "батьків щиною" убил бы
а так круто, да.
 
1
Simon Says Медаль за 100 комментариев! 16.08.12 17:21
Пример для подражания!
 
1
reach Звезда за 500 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 17.08.12 17:23
ура!
 
0
Kandibober 27.05.13 12:37
Просто замечательно!
 
0
Dmitry Bulanov 14.08.13 13:15
крутые трудяги судя по работам )
 










Рассылка креатива:

Рекомендуем