Авторизация

Вы можете авторизоваться с помощью:




Или как пользователь сайта AdMe.ua:



E-mail:       Пароль: Я не помню пароль!      


Если у вас нигде нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь.



Перспективы национальной айдентики и дизайна глазами украинских арт-деятелей

09 апреля 2010

Накануне старта конкурса молодых дизайнеров DESIGN TOMORROW «Украина – Бренд» членам жюри был поставлен ряд вопросов, касающихся дизайна и его места в современной украинской культуре. Интервью было условно поделено на два смысловых блока: вопросы, касающиеся дизайна в Украине в целом, и вопросы, посвященные грядущему конкурсу молодых дизайнеров.



Иван Малкович




Иван, что вы думаете об украинском дизайне и уровне украинских дизайнеров, которые живут и работают в Украине?
Дизайн для меня - это вкус! И искусство - это также вкус. Если говорить о печатных вещах, то я получаю наибольшее удовлетворение, когда это не просто хорошо написано или нарисовано, но и хорошо отдизайнено.
Относительно украинских книжных дизайнеров, то здесь дело, как по мне, несколько печально. Можно назвать пару имен, которым удавались неплохие книги. Но мастера, который бы мог постоянно «клепать» и выдавать что-то в одинаковой мере талантливое, - нет.
Радует, что появляются молодые дизайнеры и это становится серьезной профессией. Часто от наиболее молодых можно получить такие интересные видения и предложения, что снова хочется издавать книги.

А есть ли, по Вашему мнению, у украинского дизайна свое «лицо»? Характерные черты или стиль?

Пока что я этого не заприметил.

Существуют ли в Украине сформировавшейся школы дизайна?
Я думаю, что обязательно есть и, наверное, уже работают очень талантливые дизайнеры. Но, наверное, они еще не имеют нужного признания в культурной среде.

Возможно, у украинского дизайна есть перспективы обрести свою школу, «лицо», занять свою нишу в международном арт-пространстве?
Я по жизни трагический оптимист. Поэтому если у Украины, как государства, все будет хорошо, то дела наладятся во всех сферах, в том числе и в дизайне.

Что реально могло бы помочь развитию украинского дизайна?
Мне нравится инициатива, в рамках которой мы беседуем, о которой рассказал Андрей Федоров. Думаю, что это один из тех «пробных шаров», который должен будет проявить людей, способных на такую пафосную тему сделать что-то простое и талантливое.

Несколько слов об украинской айдентике и предстоящем конкурсе молодых дизайнеров DESIGN TOMORROW «Украина – Бренд».

Как бы Вы могли оценить уровень украинской айдентики? Есть ли какие-нибудь современные образы, которые «прижились» ?
Мне очень нравится веяние последних лет, когда люди и в одежде, и в других вещах стараются использовать украинскую аутентику, мотивы народной и примитивной живописи. Лакомый кусочек – Мария Приймаченко, которую на все лады обыгрывают.
Я могу только приветствовать это, так как именно в этой сфере могут быть отличные находки.

А могут ли существующие наработки и элементы айдентики по достоинству представлять Украину на мировой арене?
Я думаю, что именно они и могут. Просто аутентику нужно воспринимать не так, будто она лежит за витриной музея, а так, что старая чудесная рубашка может замечательно смотреться на современной девушке. То есть, не боятся использовать. Такое сочетание может быть очень интересным.

Если говорить о других странах, брендинг какой из них можно охарактеризовать как удачный?
Мне понравилось на Евровидении, в каком-то году, как представляло себя одно небольшое государство...
Я не очень слежу за этой сферой, но мне кажется, здесь можно отметить россиян, сделавших очень красивый дизайн спортивной олимпийской формы. Теперь на курортах можно увидеть русских, наряженных в такую форму, и видно, что они гордятся этим, и страной, и тем, что все так хорошо вышло. То есть, они сделали спортивную форму, а она вышла далеко за пределы спорта. И этот стиль основан на определенной аутентике, хотя она и напоминает украинскую

Какую пользу может принести для общества DESIGN TOMORROW «Украина – Бренд», и каковы Ваши личные ожидания от конкурса?
Я не сказал бы, что ожидаю результатов, я ожидаю интересного процесса!



Павел Гудимов




Павел, что вы думаете об украинском дизайне и уровне украинских дизайнеров, которые живут и работают в Украине?
Если говорить об общем понятии «украинский дизайн», имея в виду все сферы дизайна (графический, архитектурный и прочие), то такого явления вообще не существует. Есть направления: харьковский, днепропетровский, частично – киевский, но как таковой идеологической школы, отдельных направлений и основных деятелей, которые могли бы на себя взять миссию теоретиков и практиков украинского дизайна, сейчас нет.
Что же касается ситуации с графическим дизайном, то он находится далеко не на наихудшем уровне развития – есть рекламные агентства, небольшие графические студии и отдельные дизайнеры, которые делают вполне нормальный продукт среднего европейского качества.

А есть ли, по Вашему мнению, у украинского дизайна свое «лицо»? Характерные черты или стиль?
На мой взгляд, есть такая себе космополитическая «размазанность», которая не может называться лицом украинского дизайна. Если говорить об идентификации путем использования каких-то фольклорных элементов, то, кроме некоторых рекламных кампаний, не очень удачных, но все же резонансных, ничего особого не было.
На мой взгляд, стилистика молодого государства, которому лишь 19 лет, должна разрабатываться как идентификация всей страны. Здесь можно вспомнить примеры 1918 года, времен УНР. Подчеркивались идентичность и стиль страны. Начиная от герба, дизайна кабинета президента, который делал Василий Кричевский, до мебели, архитектуры, даже денег. Та эпоха – пример достаточно серьезного отношения к стилю.
На современном этапе развития визуальной культуры Украины дизайн, который присутствует на деньгах, в кабинетах руководителей и остальных формальных сферах, настолько официален и стерилен, что определенную прослойку мыслящих людей, которым хотелось бы менее стандартных решений, он просто не «цепляет».

Существуют ли в Украине сформировавшейся школы дизайна?
Есть школы дизайна при разных академиях. Но для характеристики общего развития украинского дизайна уместно выражение «чем дальше, тем тяжелее». Если такая школа не сформировалась за 19 лет нашей независимости, и не удалось найти основных принципов дизайна, то дальше будет еще тяжелее..

Вы говорите, что как таковой школы украинского дизайне нет, но возможно у украинского дизайна есть перспективы обрести свою школу, «лицо», занять свою нишу в международном арт-пространстве?

Перспективы, конечно есть, и они – огромные! В том числе и для украинского искусства и архитектуры. Все творчество, в Украине может развиваться путем стимулирования, селекции, поддержки. Но основные вопросы – это «кто определяет?», «кто избирает?», «от кого зависит акцентирование?». Если это и в дальнейшем будет происходить в кабинетах людей, не разбирающихся искусстве, то продукт всегда будет «никаким». Но если будут привлекаться и использоваться новые взгляды (например, если бы наше поколение имело какой-то вес, право выступать в качестве консультантов), то было бы намного легче. Но повторю, перспективы – огромные.

Что реально могло бы помочь развитию украинского дизайна?
Активность и работа на всех уровнях – от государственного до частного, в социальной рекламе и социальных кампаниях. Именно такие методы могут привести к тому, что мы сможем двигаться если не к идентичному украинскому дизайну, то хотя бы к качественному дизайну.

Несколько слов об украинской айдентике и предстоящем конкурсе молодых дизайнеров DESIGN TOMORROW «Украина – Бренд».


Как бы Вы могли оценить уровень украинской айдентики? Есть ли какие-нибудь современные образы, которые «прижились» ?
Нет, их не существует. Я знаю примеры предложений. В частности, креативная группа «Акцент» разрабатывала украинский туристический стиль. Но подобные инициативы умирают в кабинетах.
Я ужасно люблю фольклор. К счастью, в Украине много всего сохранилось и есть чем гордиться. Но свой фольклор есть во многих странах, и исходить только из фольклорных элементов – некий моветон. Взгляд дизайна направлен не в прошлое, а в будущее. Нам нужно зацепить большую аудиторию, а не говорить: «Смотрите, какой у нас красивый фольклор». Это не категоричное мнение. Определенные элементы фольклора могут и должны быть, но настолько хорошо и тонко трансформированы, чтобы не возникало ассоциаций с «еврошароварщиной».

Вы много путешествуете, часто ли вы видите за рубежом проявления украинской айдентики? Какие они?
Я много путешествую по миру, но, к сожалению, не вижу, как Украина себя презентует. Единое, что доступно, – это украинский герб и флаг. У нас нет логотипа страны, ориентированного на различные целевые аудитории.
К сожалению, нельзя сказать, что Украина, кроме роликов в стиле Евровидения, делала какие-то серьезные заявки по креативности и попытки показать себя. Сейчас у нас есть много шансов и перспектив, так как взгляды направлены на Украину и все думают, что же будет происходить дальше.
Айдентика используется на всех уровнях, от политики до социальных и бизнес-процессов, но это все же культурный элемент. Нужно заниматься имиджем страны и изнутри, и извне по всем направлениям, сделать такой стиль, который бы подчеркивал новый и свежий ход Украины как мыслящей, креативной и имеющей значительный потенциал.
У нас есть немного запачканный лист бумаги, который нужно стереть, и начать писать заново!

Если говорить о других странах, брендинг какой из них можно охарактеризовать как удачный?

Довольно удачный брендинг сделали Словакия, Чехия. Не люблю такой стиль логотипа, как у Турции, так как он не обращен в будущее, а лишь констатирует дизайн 90-х, определенное желание понравиться яркими пятнами.
По моему мнению, чем лаконичнее, тем лучше. В целом, идентификация в мире изменяется, появляются новые тенденции.

Какую пользу может принести для общества проект DESIGN TOMORROW «Украина – Бренд», и каковы Ваши личные ожидания от конкурса?
Во-первых, я думаю, что это шанс поддержать молодых дизайнеров, определить направление, в котором происходит оценка, разработать определенный стиль.
Во-вторых, это возможность для KARANDASHa найти новых сотрудников, которые смогут качественно заниматься дизайном.
В-третьих, если будет найден качественный и красивый вариант брендинга страны, его следует внедрять, чтобы такая идентификация работала. При условии, конечно, что это будет действительно качественный продукт. Так как конкурсный и профессиональный продукты иногда очень сильно разнятся.


  • Следите за обновлениями AdMe.ua в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook
Перспективы национальной айдентики и дизайна глазами украинских арт-деятелей









Ранее по теме:
Темы:

Design Tomorrow

,

Иван Малкович

,

Павел Гудимов

,

Новость


Комментарии:
0
Джессика и ее папа 09.04.10 18:03
Папочка говорит: "Ты посмотри, Джесси, как засуетились. Наверное таки запахло бабосами перед 2012. Хотя, если кто-то сделает хорошую айдентику Украине и заработает на этом деньги, это будет правильно. Но это должна быть действительно хорошая айдентика. В предидущей публикации по теме, полной необоснованного пафоса и чувства собственной важности товарища Федорова, было написано, что Гуцуляк отказался в этом участвовать, и это настораживает. Юрко-то точно понимает, что такое дизайн, - подтверждение можно найти в сети, на том же behance, а кто эти ребята? Шум, возня, встречи, конференции, все это замечательно но, к сожалению у нас тут все еще много людей, которые готовы часами болтать ни о чем, а когда доходит до дела, - все (тут папа развел руками и симитировал губами пукающий звук) жопа."

Ну незнаю, может папа так расстроился, потому что прочитал, что человек говорит: "Не люблю такой стиль логотипа, как у Турции, так как он не обращен в будущее, а лишь констатирует дизайн 90-х". А в то же время логотип DESIGN TOMORROW констатирует дизайн первой половины двухтысячных, что как бэ намекает на большой потенциал проекта.
 
гость 10.04.10 01:24
толковый комментарий
 
-4
ustrizza Звезда за 500 комментариев! Звезда за 500 комментариев! 09.04.10 18:09
а почему я не могу выступить спикером по этому вопросу?
 
-2
ZloyKoper Доска почёта за 2000 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 09.04.10 18:45
Потому что ты занят на работе!)))
 
Киевлянин.. 11.04.10 12:55
Харьковчани, дизайнеры-академики говорят: "а нем одинаково что до Киева, что до Москвы, до Москвы даже ближе!"..
Нет на Украина дизайнеров. Люди даже не знают что это.
 
О том же.. 11.04.10 21:09
На Украине:
Дизайнеры-верстальщики..
Дизайнеры-полиграфисты..
Требования к дизайнерам: Word, Exelь, сканирование...
Требуют дизайнеров: для набора текста..
Все, ни важно кто, со знаниями компьютера, могут быть дизайнерами!!
- Да, это все нужные профессии, но люди уже не отличают искусство маркетинга, от графического дизайна.. И это действительно проблема в нашей отросли!! И как на мой взгляд: здесь не хватает качественной дефрагментации..
- Кстати, такие же проблемы и с менеджерами..
 
0
Витюша Кунгфуист 12.04.10 12:47
Такие требования к дизайнерам бывают только в ушлых конторах. Как правило в ведущих агентствах Украины все прекрасно все понимают. И креатив, и менеджмент имеет довольно высокий профессиональный уровень.

Не факт, что стоит разрабатывать айдентику страны своими силами, я бы отдал, например, тем португальцам, которые создали айдентику евро 2012. Но причем тут рассказы про Word, Excel и сканирование? Люди, которые утверждают, что в этой стране нет дизайнеров, - не разбираются в вопросе чуть менее чем вообще никак.

Вот это просто бесит, когда кто-то позволяет себе с умным видом ныть о том, о чем не имеет ни малейшего представления.
 
Киевлянин.. 12.04.10 13:31
Витюша Кунгфуист/ - Вы что не видите недостатков у лого "евро 2012"? - это что знак??
Как "это" можно напечатать в максимальном уменьшении на сувенирной продукции?
Португальцы, наверное, книжки в детстве читали с цветными буквами, с разным кеглем...
"Такое" может сработать только за счёт количества......
 
0
Витюша Кунгфуист 12.04.10 14:12
Ну, сейчас, знаете ли 2010 год и технологически полиграфическая промышленность за последние несколько лет сделала огромные шаги. Сейчас можно напечатать что угодно и как угодно. Разве нет?
 
Василий.. 12.04.10 15:25
Витюша Кунгфуист/ Согласен..
 
-1
fbrcomua Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! Медаль за 100 комментариев! 12.04.10 16:01
евро 2012 это лучшее, что есть сейчас из современной укр айдентики. Вернее об укр айдентике ))) А лого ребята, не для ручек и флэшек делаются, в конце концов уже можно и ручку и флэшку сделать в виде лого, и потом, там (евро 2012) есть море возможностей сделать какую нибуть мелочь без использования лого но со 100% узнаваемостью.
 
Василий.. 12.04.10 20:39
Ну да, он узнаётся..
 
Maude Lebowski 12.04.10 23:33
А что, господин Гудимов имеет какое-то отношение к дизайну?

Я вот почитала в самом начале интервью человек говорит, что не существует украинского дизайна, а то, что существует можно разделить на харьковский, днепропетровский и частично киевский. Неадекватнейшего бреда в жизни не слышала.

Может лучше музыкой заниматься, - я помню что-то получалось. Но зачем лезть в дизайн, если ничего в этом не понимаешь, - загадка.
 
Киевлянин.. 13.04.10 02:15
Maude Lebowski
Не понимаю - что я не понимаю?
А что такое музыкальный дизайн?? – Ноу-хау???
Расскажите мне, и я пойму..
 
Maude Lebowski 13.04.10 18:25
Простите, что вы там мямлите?

???
 
Киевлянин.. 13.04.10 18:41
Maude Lebowski
Я Вас понимаю..
 
любопытный 13.04.10 16:25
А как туда затесался гудимов? Он. как графический дизайнер - очень третьеразрядный персонаж...
 
0
ustrizza Звезда за 500 комментариев! Звезда за 500 комментариев! 14.04.10 16:49
только сейчас подумал - почему в жюри нет влада ямы?
 










Рассылка креатива:

Рекомендуем




Рекомендуем